Колокола кронштадского Морского собора

19 апреля 2012 года в Кронштадте после долгих лет реставрации для прихожан открыли Морской собор святителя Николая Чудотворца. В начале XX века двойной колокольный ряд этого собора был одним из последних крупнейших в Российской империи.

После закрытия храма в 1930-е годы в кронштадтском Морском соборе чудесным образом сохранился только один колокол. С колокольни сбросили всю звонницу кроме пятитонного «Благовеста». Его попросту не сумели протолкнуть в арку колокольни.

«Благосвет» в годы войны его использовали для предупреждения о налётах вражеской авиации. А теперь его взяли за основу, что бы отлить недостающие голоса. Бронзовые благовесты были отлиты мастерами колокололитейного завода в Воронеже по сохранившимся архивным данным. На каждом из них изображены лики святых и орнамент. Вес самого большого колокола – 17 тонн, общий вес набора – 22 тонны.

Перед тем как повесить колокола их необходимо взвесить, чтобы рассчитать нагрузку на балки собора. Для этого компания «Вессервис» предоставила крановые весы ВСК-30000Д и ВСК-3000В (ТМ «Невскиевесы»).

Торжественная служба началась в 10 утра, патриарх Московский и всея Руси совершил малый чин освящения.

 

Кронштадтский Морской собор

 

Собор представляет собой храм-памятник русскому флоту, который увековечивает подвиги русских моряков, погибших в морских сражениях во славу родины. В плане он повторяет Софийский собор в Константинополе, но с другим соотношением частей. Храм вмещает 5000 человек, а открытая часть храма – 3000 человек.

Морской собор был заложен 8 мая 1903 года в присутствии Николая II и членов царской семьи. Местом для строительства Морского собора избрали Якорную площадь, на которой с давних пор находился склад якорей с кораблей, отслуживших свой срок.

В 1897 году был образован комитет для сбора пожертвований на строительство каменного большого храма для военных моряков. Моряки России с пониманием отнеслись к идее строительства собора в Кронштадте и решили отчислять четверть процента с жалования, столовых и морского довольствия ежегодно, начиная с 1898 года. Отчисления денег на строительство собора продолжалось до января 1913 года и составило сумму 280 тысяч рублей.

С весны 1902 года начались земляные работы и заготовка гранита для цоколя. Закончено строительство Морского собора было в первых числах июня 1913 года.

Двойной колокольный ряд Морского собора был одним из последних крупнейших в Российской империи. Звонница была установлена по завершении строительства собора в 1913 году по проекту зодчего Василия Косякова и демонтирована после закрытия храма в 1930-е год.